FB
.ru

В Таиланде дети спаслись благодаря буддизму?

Подписаться Редактировать статью

История спасения детей в Таиланде, отправившихся в поход в пещеру и фактически попавших в плен из-за жуткого дождя, что привело к затоплению пещеры, поразила весь мир. Они оказались на каком-то малюсеньком островке в пещере. Дождь не прекращался и не должен был прекратиться, потому что как раз начался сезон дождей. Вода потихоньку прибывала. При этом практически не было питьевой воды, не было еды, и не хватало кислорода. Надежды на их спасение таяли. Когда же их все-таки нашли через девять дней, спасатели были изумлены: дети спокойно сидели на своем островке и… медитировали.

Теперь все по порядку.

Как это было

Дождь затопил пещеру с детьми в Таиланде

В начале третьей декады июня, а именно двадцать третьего числа, пропали в Таиланде двенадцать школьников. Все они тренируются в футбольной команде «Дикие вепри». Дети со своим тренером отправились в поход на велосипедах (по крайней мере, планировалось, что это будет именно велосипедный поход) в горы. Как они оказались в пещере Тхам-Луанг-Нанг-Нон, не вполне понятно. Возможно, тренер просто решил дать детям и такой опыт, тем более что он уже не в первый раз водил детей в походы, и всегда все заканчивалось хорошо. Однако в этот раз пошел такой дождь, что пещеру стало затапливать.

Первоначальные обвинения

Поначалу некоторые стали винить во всем случившимся тренера, заведшего детей, от одиннадцати до шестнадцати лет, в пещеру. Тем более что у входа в нее есть предупреждение о том, что ни в коем случае нельзя заходить в нее во время сезона дождей. Получалось, что во всем виноват молодой безответственный тренер. Но вот оказия: и родители пропавших школьников, и даже местные власти горой встали на его защиту. Вероятно, все дело в личности этого наставника. Так кто же?

Любимец детей

Тренер и его команда

Знакомьтесь: Еккапол Чантавонг, двадцать пять лет, младший тренер футбольной команды Wild Boars. Именно младший тренер. То есть занимается с младшей группой. Но в тот день он повел в поход смешанную группу разных возрастов. Просто старший тренер команды был занят. Все знакомые Акка, как называют тренера, в один голос утверждают, что он любимец детей. Он проводит с ними много времени и вне тренировочного процесса общается. Дети всегда рядом с ним, куда бы он ни пошел. И родители доверяют ему своих детей. Почему? А как сказал один из учеников Акка, он всегда думает о других, а не о себе. Он всегда, например, даст попить воды детям, и только потом напьется сам, он вникает во все их проблемы. А один из друзей тренера отметил, что тот всегда вел здоровый образ жизни и пытался привить его своим воспитанникам.

Несчастный случай

Случай в Таиланде просто несчастный случай

Что же касается того, как дети оказались в пещере в такое неудачное время, то здесь стоит напомнить, что в эту пещеру Акк уже водил ребят, и когда они пошли в нее в этот раз, никакого дождя еще не было. И они не собирались находиться в ней долго. У них просто не было для этого необходимых запасов еды и воды. Когда же начался потоп и пещеру стало затапливать водой, группе пришлось уходить все дальше и дальше, спасаясь от воды и грязи. В конце концов им и удалось найти пристанище на какой-то возвышенности. Так что произошедшее – просто несчастный случай, а не вина тренера. Хотя он, конечно, во всем винит именно себя.

Просто сидели и ждали

Дети ждали спасения в медитации

А теперь о том удивлении, даже шоке, который испытала группа спасателей, когда на девятый день поисков им удалось найти группу. Только представьте себе: дети находились в пещере с недостатком кислорода, без еды, практически без воды, и никто из ребят не впал в истерику, никто не плакал, не звал родителей, не паниковал. Они просто сидели и ждали. Они медитировали. А научил их этому Акк. Вот тогда и выяснилось, что это очень непростой тренер, с очень интересной драматичной, даже трагической судьбой.

Буддийский монах

Оказывается, когда Чантавонг был еще совсем ребенком, умерли его родители. А затем он потерял и брата, который, как пишут вездесущие СМИ, умер от какой неизвестной болезни. Интересно, что и сам Эккапол тоже ею заразился. Но он выжил. И вот десятилетний мальчик попадает в буддийский монастырь и становится монахом. И проходит там в течение более десяти лет полный курс буддийского обучения, в том числе и обучения медитации. Он бы и оставался в монастыре. Но заболела его бабушка. И тогда Акк по понятным причинам ушел из монастыря, нашел работу и стал заботиться о близком человеке. При этом он оставался настоящим буддистом, посещал храм и монастырь.

Мистическое спасение?

Естественно, когда журналисты раскопали эту историю, они стали писать о мистическом спасении детей, о чуде, которое явил буддийский монах, о том, что он, наверное, применил какие-то тайные буддийские практики. Но надо лишь немного знать историю буддизма в Таиланде, чтобы понять, что тайные практики здесь совершенно ни при чем. И в какой-нибудь другой стране прием Акка мог и не сработать. Но не в Таиланде.

Страна буддизма

Таиланд - страна буддизма

Буддизм появился на территории, где ныне расположен Таиланд, задолго до появления там тайцев. Да. Археологи говорят о втором веке нашей эры. Причем это были разнообразнейшие школы буддизма - и тхеравады, и махаяны. В конце концов в результате синтеза всего этого и появился буддизм, если можно так выразиться, тайского розлива, с ярко выраженным местным колоритом. Буддизм стал государственной религией Таиланда и оказал колоссальное влияние на эту страну. Сейчас буддийская сангха Таиланда фактически повторяет организационно систему государственного управления. В ее жизнь вовлечены не только четыреста тысяч членов самой сангхи, но и множество уважаемых людей по всей стране. Действуют два буддийских университета. Буддизмом пронизано все – и общественная, и даже политическая жизнь. И дети, оказавшиеся в беде, были подготовлены всей своей жизнью и всем окружением к восприятию слов тренера.

Главное – покой и осознанность

В Таиланде особый буддизм

Можно сказать, что в Таиланде прижилась именно тхервадинская традиция буддизма. По крайней мере, она играет, видимо, роль фундамента, основы религиозной жизни страны. И в таком случае основной практикой медитации является в ней та, которую излагал сам Сиддхартха Гаутама. По крайней мере, известнейший в буддийском и околобуддийском мире вьетнамский мастер дзен Тхить Нят Тхань, основавший медитационный центр во Франции, считает, что именно эта практика, описанная в сутрах Полного осознавания дыхания и Четырех основ осознанности, является первоосновной буддийской практики, самой чистой ее версией, без позднейших вкраплений и привнесений из других традиций.

Дзенский мастер Тхить Нят Хань

Будда, по словам вьетнамского мастера, в практическом смысле, в смысле медитации, ничему другому не учил и полагал, что этого вполне хватит для достижения пробуждения. Это очень ясная, понятная и в какой-то мере простая практика: ничего мистического, ничего тайного, ничего сверхъестественного. Просто дыхание, просто осознанность, просто… прозрение.

Две основы

Буддизм - госрелигия в Таиланде

Эта медитативная практика покоится как бы на двух основаниях: шаматхе (успокоении и концентрации сознания) и випашьяне (медитации прозрения, постижения). Иногда последнюю называют аналитической медитацией. Но никакого отношения к анализу в привычном для европейцев смысле она не имеет. Это именно прозрение, видение, наблюдение и ясное осознавание того, что уже было заложено при, скажем так, теоретической подготовке адепта. Теперь он как бы получает возможность убедиться в соответствии теории практике. Буддизм - вообще очень практичная религия, мало уделяющая внимания отвлеченному философствованию и знанию ради знания. Человек и избавление его от страданий – вот интерес буддийского учения. Недаром другой мастер дзен, уже из Японии, Кодо Саваки Роси, сказал однажды, что буддизм понижает артериальное давление. Медитация, о которой здесь говорится, основана на контроле за дыханием, сопровождающем контроль тела, эмоций, сознания и объектов сознания. Не объектов сознания в строго материалистическом понимании, а объектов уже воспринятых и присвоенных сознанием. Но в случае со спасением детей главным был именно аспект успокоения – шаматха.

Спокойствие и вера в спасение

Тренер-буддист и спасенные

Как впоследствии писали тайские СМИ, Акк просто объяснял детям, что надо стараться сохранять силы, не паниковать, а ждать спасения. И научил их основам медитации. Плюс, видимо, вселил в них уверенность в том, что их спасут собственным спокойствием. Кроме того, всю еду и воду он распределил между детьми. Сам же практически оставался без воды и пищи. Именно поэтому, когда группу нашли, выяснилось, что именно тренер был наиболее истощен. И вывели его из пещеры последним. Как сказал кто-то по этому поводу: видимо, настоящие буддийские монахи бывшими не бывают.

загрузка...

Психология
Одежда
Психология
Культура
Знаменитости
Сексуальность