FB
.ru

Вино и мистика. Не обманывайте себя

Подписаться Редактировать статью

Наверняка хотя бы раз в жизни, а кто-то, может, и не раз, каждый наблюдал такую неприглядную картину: посреди тротуара сидит или лежит человек, спит, под ним лужа, прохожие обходят его стороной, кто-то прикоснется, чтобы удостовериться, что человек жив, уловит характерный спиртовой запах и спешит дальше. Ну а уж о корпоративах лучше и вовсе помолчать. Как часто, начинаясь чинно и благородно, они заканчиваются пьяными танцами на столах и прочими несуразностями. Есть даже такая поговорка: если наутро после корпоратива тебе не стыдно, значит, вечер прошел зря.

У медали две стороны

Алкоголь превращает корпоратив в ад

Но действительно, отношение к винопитию (и не только к «вино…») нельзя назвать однозначным. Несмотря даже на приведенный выше пример. Многие из нас брезгливо относятся к проявлениям крайнего опьянения, но в то же время сами готовы рискнуть и в очередной раз попытаться укротить зеленого змия. Тем более что первая стадия такого укрощения сулит приятные минуты общения с друзьями и подругами, делает окружающее милее, мужчин мужественнее, а женщин еще краше. Отношения полов вообще переходят на более откровенный, интимный уровень. Ради этого, кстати, ради такого перехода в этих отношениях, зачастую все и затевается. Другой вопрос, что на этой стадии легкости бытия мало кто может остановиться. И тогда сам становится объектом насмешек и реакции отвращения со стороны окружающих.

Угрюмо я гляжу…

Пьянство от угрюмости

Да-да, в данном случае именно не «печально», а «угрюмо». Это когда кто-то находится в длительном перманентном раздражении в силу ли своего характера, взгляда на мир или под давлением внешних обстоятельств. Неважно. Важно, что тогда человек наливает, чтобы глубже погрузиться в темные пучины бытия, силясь, возможно, разглядеть в них свою правоту в отношении к немилому ему миру. Тем более что мир, как человеку кажется, отвечает ему взаимностью. Впрочем, почему кажется? Так обычно и бывает, когда ты начинаешь корчить миру рожи. Мир – это ведь, в своем роде, зеркало. Такие люди часто предпочитают питие в одиночку. Плохо, когда это люди семейные. Потому что они могут попасть под горячую руку «правдорубца» и быть «порублеными» (хотя бы морально) за «прегрешения» всего человечества.

Опрокинуть и забыться

Алкоголь не лечит депрессию

А бывает и так, что человек как бы оказывается в каком-то открытом водоеме, на глубине. Он осматривается вокруг, пытаясь найти направление, в котором должен находиться спасительный берег. Но не находит. Паника охватывает. Сначала она приходит в виде легких уколов страха, которые все-таки можно купировать силой воли. Но вот она начинает накатывать волнами. А вот уже она хохочет человеку в лицо. И он не слышит ничего, кроме этого ужасного хохота. И тогда он ищет спасения… в пучине. Он отдается на волю волн, будто надеясь, что они его спасут. И… гибнет, конечно. Так случается с теми, кто пытается с помощью пития облегчить душевную боль или хотя бы забыться на время. Действие «обезболивающего» проходит. И боль, страх, паника атакуют с новой силой. И…

Разговор с собой

Алкогольное путешествие

Иногда, и довольно часто, попадаются талантливые по-своему люди, превращающие питие в общение с собой потаенным, внутренним. Так они познают себя, а через познание себя и окружающий мир. Среди них, и это уже крайняя редкость, вдруг обнаруживаются те, кто в этом путешествии может составить «путевые заметки» и поделиться ими с окружающими. Таков, например, Веничка Ерофеев в знаменитой поэме «Москва-Петушки». Тут, кстати, было бы большой ошибкой отождествлять реального Венедикта Ерофеева с его лирическим героем Веничкой. Понятно, что без собственного внутреннего содержания такого Веничку на-гора не выдашь. Но и полагать Веню и Венедикта близнецами - было бы слишком большим допущением. Но, повторимся, такие истории творческого осмысления пития тоже редко заканчиваются катарсисом. Хотя… кто знает.

«И перья страуса склоненные…»

Истина в вине

А вот еще один случай «литературного пития» - слишком увлекающий, чтобы быть проигнорированным. Помните, конечно, блоковское стихотворение «Незнакомка»? Там, совершенно согласуясь с избитой истиной, лирический герой, пройдя сквозь мистический туман, сопряженный с питием, в финале обнаруживает «истину в вине». Снова-таки, мы не можем приписывать Блоку подобных «пьяных» путешествий (хотя ведь именно он его описал), но вообще поэты не так уж и редко прибегали к помощи «поэтического опьянения». Возможно, в качестве некоего ингредиента, позволяющего им «вступать в интимные отношения с музами». Вспомним хотя бы взаимоотношения некоторых поэтов с абсентом. Под интимными отношениями мы, естественно, понимаем не пошлые интерпретации этого выражения. Вот это «поэтическое пьянство» уже очень близко к «пьянству мистическому». А может быть, и является лишь одной из его разновидностей.

Мистическое опьянение

Пьяная мистика Греция

Вот постепенно мы добрались и до мистики. Да, пьянство в прежние, молодые, времена человечества, зачастую использовалось не просто для достижения экстатических состояний, а для постижения высшей истины. Снова вспоминаем «истину в вине». Однако здесь мы не имеем в виду культ Диониса. Хотя, куда же без его упоминания. Однако в случае с Дионисом не стоит забывать, что его культ в конце концов превратился в настоящие оргии, служа оправданием невоздержанности и распутству, выдаваемым за божественные откровения. Собственно, все произошло так же, как в случае с переоценившим свои силы индивидуумом: хотел веселья и любви, а получил удовлетворение похоти и мордобой. Но вообще, мистическое опьянение – дело серьезное. Давайте упомним некоторые его традиции. Причем только упомним, не особо погружаясь в описание. Потому что разговора об этом может хватить на целый том.

Нужен проводник

Пить надо уметь

Некоторые эксперты указывают, что в древних традициях «пьяное путешествие» к постижению тайн бытия не обходилось без умелого проводника. Именно он знал точный маршрут и все остановки на нем. Знал подстерегающие «путешественников» опасности. Он внимательно следил за выполнением сложного ритуала. В общем, делал все, чтобы искатель прошел в область между сном и явью, сохранив при этом способность достаточно ясно воспринимать происходящее. Но проводник – это полдела. А еще для таких предприятий нужен учитель.

На кончике носа

Вино и даосы

Взять, например, древних даосов, которым зачастую приписывают алкогольные и сексуальные ритуалы. Как здорово звучит это для некоторых неокрепших душ. Но если вы поговорите с экспертами в изучении даосизма, то можете неожиданно узнать, что к подобным действам допускались не все. Только те, чье мастерство концентрации сознания позволяло удерживать в воображении во всех подробностях картину (что-то типа мандалы или иконы) на кончике носа в течение нескольких часов. Даже если это мистификация, само направление мысли понятно: нужно обладать поистине сверхчеловеческим самоконтролем, чтобы ясно осознавать происходящее в «пьяном путешествии» и не сбиться с пути. Многие ли могут похвастать этим?

Не все то тантра, что пьянит

Вино и тантра

Очень часто в контексте употребления алкоголя упоминают тантру. Как, кстати, и секс. Но на самом деле, тантра всего лишь набор определенных учений и практик, позволяющих, как считается, при правильном выполнении, достичь просветления за одну жизнь. В отличие от пути сутр, скажем. Тантра и означает основу. То есть самую суть учения. Это очень грубое описание. Но надо понимать, что и распитие опьяняющих напитков и сексуальные упражнении – это очень малая и локальная часть некоторых практик некоторых тантрических школ. Причем зачастую чисто символических упражнений. Так что если кто-то просто хочет спрятать свою похоть и невоздержанность в пьянстве за высокими религиозными материями, то, конечно, его дело. Но вряд ли это действительно имеет отношение к настоящей мистике.

Вино и суфии

Вино и суфии

Все знают, что мусульмане не употребляют спиртных напитков. Но вот суфийская традиция, во многом закрытая от непосвященных. Это, как говорят некоторые эксперты, так называемый внутренний ислам. И вот в нем-то, дескать, вину воздаются заслуженные почести. Но, во-первых, это действительно не касается всего ислама. Во-вторых, мы не можем знать доподлинно, насколько это действительно распространено в тайных практиках суфиев и не является ли, например, поэтическое воспевание состояний опьянения всего лишь метафорой, скрывающей истинный смысл сказанного от непосвященных.

Береги печень смолоду

Опасный путь алкоголя

В общем, подводя, так сказать, итог, можно сказать следующее: в наше по большей части секулярное время пытаться оправдать тягу к алкоголю мистическими практиками древности – смешно и глупо. Надо иметь мужество честно признавать, что религии здесь ни при чем, а причем здесь твое собственное желание. С другой стороны, посидеть за рюмкой при хорошей закуске, беседуя с друзьями, дорогого стоит, если вы умеете это делать и знаете в этом толк. А умение здесь тоже необходимо. Вспомните хотя бы рассуждения о правильных закусках от профессора Преображенского из «Собачьего сердца». Короче говоря, берегите себя. Оставайтесь на светлой стороне силы.

загрузка...

Брак
Сексуальность
Психология
Сексуальность
Сексуальность
Культура